Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости

В Управление ФНС России по Нижегородской области состоялось заседание рабочей группы по вопросу взаимодействия ведомств при проверке документов, подписанных ЭЦП

В Управление ФНС России по Нижегородской области состоялось заседание рабочей группы  по вопросу взаимодействия ведомств при проверке документов, подписанных ЭЦП

24.05.2022

Количество просмотров: 109

24 мая 2022  года  в Управление ФНС России по Нижегородской области состоялось заседание рабочей группы  по вопросу взаимодействия нотариата и субъектов гражданских правоотношений при проверке нотариусами подлинности документов подписанных ЭЦП сотрудников ИФНС России.

В Работе приняли участие  руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области Большаков Виктор Алексеевич, Президент Нотариальной Палаты Нижегородской области Лазорин Кирилл Борисович, председатель Нижегородского реготделения "Деловой России", омбудсмен по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Солодкий Павел Михайлович и член Совета Палаты адвокатов Нижегородской области Ильичева Марина Алексеевна. 

Правоприменительная проблема заключается в следующем: в настоящее время документы, выдаваемые по итогу совершения регистрационных действий в отношении ЮЛ и ИП, направляются заявителям в электронном виде (архив файлов, подписанных ЭЦП в формате p7s). При обращении к нотариусам юридические лица и индивидуальные предприниматели сталкиваются со следующей ситуацией: документы в электронном виде не принимаются и не считаются действительными по истечении даты, указанной в сертификате ЭЦП как дата окончания срока его действия. Так, например, документ, подписанный ЭЦП со сроком действия с 15.04.2021 по 15.04.2022г уже 16.06.2022 будет считаться недействительным. Это влечет за собой необходимость оформления документа в бумажном виде либо через ФНС, либо через нотариуса, что означает временные и финансовые потери для участников гражданских правоотношений. Сама ситуация, когда документ, выданный уполномоченным органом в установленном законом порядке, фактически теряет свою силу из-за окончания срока действия ЭЦП, нивелирует значимость электронного документооборота как такового. Учитывая, что все государственные учреждения также переходят на систему электронного документооборота, подобная правовая коллизия может повлечь за собой серьезные негативные последствия.

Проблема возникла после распространения федеральной нотариальной палатой «Обзора правовых позиций по отдельным вопросам, возникающим в нотариальной практике, за первый квартал 2021 года» от 23.04.2021г. п.3 указанного обзора содержит следующую информацию: «О возможности принятия нотариусом документов, подписанных электронной подписью, квалифицированный сертификат которой истек на момент предъявления документа». В соответствии с данным документом  ФНП  считает, что по ст. 111 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Федеральный закон № 63-ФЗ) квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен. Достоверной информацией в электронной форме о дате и времени электронного документа электронной подписью является метка времени (пункт 19 статьи 2 Федерального закона № 63-ФЗ). Правила создания и проверки метки доверенного времени определяются приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.11.2020 №580 «Об утверждении порядка создания и метки доверенного времени», срок действия которого определен с 01.01.2021 по 01.01.2027".

Вместе с тем, реализация указанного приказа на сегодняшний день невозможна в связи с отсутствием достаточной нормативной базы. В настоящий момент при подписании документа электронной подписью дата и время подписания сохраняются с указанием локального (настраиваемого) времени технического устройства (компьютера), поэтому не могут считаться достоверными. Учитывая изложенное, документ, подписанный электронной подписью, квалифицированный сертификат которой истек на момент его предъявления нотариусу, не может быть принят нотариусом в работу.

Сотрудники налогового органа так же подтвердили невозможность в настоящий момент внедрения в их  работе  метки доверенного времени из-за недостаточного нормативного регулирования. 

 Все участники встречи договорились  скоординировать свои усилия с целью  преодоления  правового  пробела и формирования  право-применительно практики.